ХРАМ
Основу древнерусского храма составляет крестово-купольная композиция, пришедшая из Византии. Прямоугольное в плане здание делится четырьмя столбами, образующими крест и поддерживающими своды. На главные столбы опирается барабан со световыми окнами, завершением которого служит купол.
Стены здания , соответственно разделению внутреннего пространства, делятся лопатками на три (иногда более) части - прясла, каждое из которых завершается закомарой. Восточная стена, где располагается алтарь, выдается вперед полукруглыми выступами - апсидами. Главный вход, портал которого декорирован резьбой или колоннами, располагается в западной части храма.
На протяжении времени архитектура и декоративное убранство храма, сохраняя в целом основную композицию, изменялись в зависимости от стилей и традиций.
![]() |
Внутреннее пространство храма делится на три части - алтарь (1), основная часть (2) и притвор (3). Главное место в православном храме занимает алтарь (лат. "alta ara " - возвышенное место), который устраивается в восточной части здания. В центре алтаря находится освященный престол (4), где лежат Евангелие, напрестольный крест, ковчег с миром, семисвечник. За престолом, в арочном углублении расположено горнее место (5), куда ставится трон для епископа или митрополита. В левой части алтарного пространства находится жертвенник (6), в правой - ризница (7) - помещение для хранения облачений и церковной утвари. Основная часть храма - место для молящихся отделяется от алтаря иконостасом (8), вдоль которого расположено возвышение пола в несколько ступеней - солея (9), средняя часть которой - амвон (10), предназначена для произнесения проповедей, боковые - клиросы (11), используются во время богослужения чтецами и певчими. С запада к основной части храма примыкает притвор, где во время литургии стоят некрещеные. Трапезная - столовая палата в монастыре; западная пристройка к церкви. Придел - небольшая бесстолпная пристройка со стороны северного или южного фасада, имеющая дополнительный алтарь. Гульбище - галерея, часто открытая, окружающая церковь, трапезную или дворец на уровне подклета (нижнего этажа здания, возвышающийся над землей и имеющий хозяйственное назначение. Пилястр(а) - плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба; имеет те же части, что и колонна, и служит для членения плоскости стены.
|
Росписи (мозаики, фрески) христианского храма представляют собой продуманную, сложившуюся на протяжении столетий стройную систему. В верхней части храма, на своде купола, обычно помещается изображение Христа-Пантократора (Вседержителя) в окружении славящих его архангелов, серафимов и херувимов. Под сводом купола в простенках между окнами барабанов располагаются фигуры пророков или апостолов, кто, согласно учению, слышал глас Божий и распространил христианскую веру "до краев земли". На четырех парусах помещаются образы евангелистов Матфея и Иоанна - на востоке, Марка и Луки - на западе. На сводах храма и верхних ярусах стены чаще всего изображаются сцены земной жизни Христа и Богородицы, ниже - евангельские притчи и сцены из жития святых, еще ниже вселенские соборы как отражение жизни церкви. Нижний ярус нередко выстроен из одиночных фигур - святые отцы или святые князья, иноки, воины. Внизу, по периметру храма, проходит орнаментальный пояс. Росписи восточной части являются самыми значимыми. В ранних храмах на открытых для обзора своде и стене апсиды, как правило, помещались образы Богоматери, Христа или сцена Евхаристии (свод), образы отцов церкви, сцены из Евангелия и др. (стена). С появлением высокого иконостаса часть композиций была перенесена в разные чины иконостаса. Основной темой западной части храма является композиция Страшного суда. |