Перерва

      

 

Многие посетители усадьбы Люблино вспоминали, какие далекие виды открывались с бельведера дворца: "вид из верхнего этажа дома на все стороны очень разнообразен. Оттуда вы видите, как в панораме, Москву, село Коломенское и Перервинский монастырь".

 

Местность, где расположен монастырь, издавна носит название Перерва (или Прерва) в связи с тем, что русло реки Москвы в этом районе меняло свое место, старое русло переставало быть проточным, и течение реки в старом русле прерывалось. На современных, а особенно хорошо на старых картах Москвы видны эти старые русла, хотя работы по засыпке велись в 20-е годы XIX века по повелению одного из игуменов монастыря. Тогда же здесь разбиты сады.

 

Точное время основания Николо-Перервинского монастыря (ул. Шоссейная, д.82) неизвестно.

Легенды, связанные с ним, упоминают различные исторические случаи, происходившие здесь: это и одно из венчаний царя и великого князя Иоанна Грозного, и заточение здесь по его приказу героического святителя Филиппа, митрополита Московского (в миру Федор Степанович Колычев, 11.02.1507 - 23.12.1569).

 

Исследователи, писавшие историю монастыря, - Никита Бажанов (1885) и неизвестный автор рукописи начала XIX века (чтения ОЛДП), - все они начинают историю его гораздо раньше начала XVII века, хотя ни документально, ни логически этого не обосновывают. Ими начало Николо-Перервинского монастыря связывалось с рассказами летописей о монастыре Николы Старого. Исследования К. Аверина (1837) довольно явственно и обоснованно определяют место расположения Николы Старого гораздо ближе к центру города.

 

Первое достоверное упоминание о нем относится к 1570-м годам, когда писцовые книги отметили, что Перервинский монастырь на реке Москве стоит "в пусте", а кому принадлежат соседние пустоши, даже и "сыскать некем". После бедствий Смутного времени он еще более запустел и сумел оправиться только с помощью царя Алексея Михайловича - к монастырю приписали часовню Иверской иконы Богоматери, пользовавшуюся большой популярностью и дававшую монастырю неплохой доход. В Москве, на оживленном углу Маросейки и Лубянского проезда находилось подворье монастыря, сдававшееся в наем. Все это, а также помощь патриарха Андриана, позволили монастырю предпринять кардинальную обстройку каменными зданиями: в конце XVII века он почти полностью изменился. Возвели Никольский собор, начатый в 1692 году и освященный через восемь лет: "В 1700 году сентября  27, святой патриарх Кир Адриан пошел с Москвы в николаевский монастырь, что на Перерве, и 29 числа в Николаевском монастыре, по указу святого патриарха, настоящую церковь во имя Николая Чудотворца освятили...". По периметру основного монастырского участка построили патриаршие кельи, настоятельский корпус и архиерейский дом, возвели ограду с главными восточными Святыми воротами и северными Водяными, откуда можно выйти к реке.

Перервинский монастырь был монастырем учительным - в нем долгое время размещались духовные учебные учреждения, с тех пор, как митрополит Платон основал тут семинарию. Для нее в 1784 году возвели учительский корпус, а в 1805 году семинарский, а также новый архиерейский дом. Еще одна постройка - училищный "классический" (от слова "классы") корпус - была сделана в 1830-1832 годах и в это же время его автор архитектор М.И. Бове оформил монастырские корпуса под одну высоту. В 1820-х годах открылось также Николо-Перервинское духовное училище.

Самое видное здание в монастыре было возведено уже в XX столетии: в его восточной части, на месте Святых ворот и братского корпуса, поднялся могучий, грузный собор, освященный в память Иверской иконы Богоматери. Собор, как говорили, строился на средства богатых перервинских огородников. которых кормила щедрая пойменная земля. Он был заложен в 1904 году и сооружался по проекту архитектора П.А. Виноградова в русско-византийском стиле. Общая стоимость постройки составила 500.000 рублей. Иконы писал В.П. Гурьянов. Можно представить себе, каким гигантом он стоял на равнинном речном берегу среди окружающих его изб, но и теперь, когда везде поднялись высокие дома, собор вполне соразмерен им, особенно, если смотреть на него издали. Интерьеры собора очень впечатляющи своим простором, светом, высотой. Интересно великолепное паникадило, золотым сияющим водопадом спускающееся с центрального купола.

В советское время монастырь закрыли, его помещения были заняты квартирами, а церковные здания много раз приспосабливались под разные производственные нужды. Теперь монастырские здания используются по прямому назначению, и реставрация, начатая еще в советское время, продолжается.

В центре периметра монастыря стоит Никольский собор, построенный при патриархе Андриане в 1696-1700 годах. Он прежде всего обращает на себя внимание необычным расположением колокольни - рядом с апсидами. В колокольне, ярус звона, который украшен многоцветными изразцами, находится Успенская церковь, интерьеры которой в барочном стиле, возможно, принадлежат руке Ф.-Б Растрелли. В нижнем этаже собора находится престол святого Сергия Радонежского, а в верхнем - святителя Николая. В 1970 году в старом соборе помещался завод металлической и пластмассовой игрушки №2. К 1982 году установили новое позолоченное покрытие купола и золоченый же крест. Внутри также проходили реставрационные работы: восстанавливалось то, что сохранилось от "золотой комнаты". При восстановлении "золотой комнаты", как рассказывают сами реставраторы. был найден значительный древний клад. В абсидах храма сохранились вмурованные надгробные доски из белого камня.

С трех сторон собор собор окружен монастырскими постройками: с севера находится так называемый старый семинарский корпус, который примыкает к изящной церкви во имя Толгской иконы Богоматери, построенной в 1733 году над Водяными воротами. Икона эта получила известность с 1314 года, когда епископу Ростовскому и Ярославскому Трифону явилась она на берегу Волги при впадении реки Толги, где впоследствии был основан монастырь. С запада монастырский двор ограничен "новыми" семинарским корпусом и архиерейским домом, а с юга выделяются своим декором, восстановленным реставраторами, патриаршие кельи, построенные для себя десятым и последним патриархом (перед введением Синодального правления) Адрианом, приверженцем старины и противником петровских нововведений. Он скончался здесь 16 октября 1700 года, через три недели после освящения Никольского собора. Рядом с кельями патриарха находится "старый" архиерейский, потом настоятельский и последний в этом ряду - учительский корпус. Напротив - "классический" училищный корпус. мимо которого можно пройти к большому монастырскому саду. расположенному в низине.

У монастыря, по дороге, которая вела к нему из Москвы ( нынешняя Шоссейная улица повторяет ее направление), располагалась монастырская Перервинская слобода. Напротив Водяных ворот стоят несколько принадлежавших Николо-Перервинскому монастырю старых зданий: самое близкое к нему - бывшая монастырская гостиница, а за ней приют для глухонемых, за которыми ухаживали монахи.

Перервинская слобода не была таким уж популярным дачным местом, но тут довольно дешево сдавались на лето простые крестьянские избы. Летом 1881 года, холодным и дождливым, одну из таких изб снял художник В.И. Суриков.

Эта местность дала название не только монастырю и слободе, но и одному из крупных речных сооружений - Перервинскому гидроузлу, который состоит из плотины, шлюзов и гидроэлектростанций. Первая плотина была сооружена к 1877 году и судоходство по реке сразу же возросло. Она просуществовала до 1936 года, когда перестроили все речные сооружения и возвели много новых, а река получила волжскую воду. В Перерве выстроили первую гидроэлектростанцию в пределах города, пущенную в 1937 году, а плотина электростанции подняла уровень воды в Москве-реке на 3 метра, что позволило подойти к самому Кремлю крупному речному пароходу "Иосиф Сталин" 2 мая 1937 года: как писали газеты, "Москваволгострой НКВД" выполнил свои обязательства, правда, опуская ненужные подробности, какой ценой он этого добился.

Начиная с 1991 года пошел сложный обратный процесс возвращения утраченного. Собор Иверской Богоматери находится в стадии восстановления. Ему уже вернули луковицы куполов, увенчанных крестами, и снаружи практически закончили реставрацию верхней части. После почти векового перерыва начались службы в расположенном в центре монастырского двора Никольском соборе, включающем в себя три храма: Никольский, Сергиевский и Успенский.

Численность монахов монастыря в разные годы по дошедшим документам:

1623               -    игумен и два старца;

1734-1743    -    33-40 человек;

1764              - игумен и 15 монахов.

 

 

В настоящее время вы можете свободно посетить монастырь, однако на территории действует Устав. Вы должны помнить, что:

- на территории монастыря запрещается курение и распитие спиртных напитков;

- на территории монастыря запрещается сорить;

- на территории монастыря запрещена фото- и видеосъемка без разрешения настоятеля;

- на территории запрещено появляться в спортивных костюмах;

- на территории монастыря запрещается появляться женщинам в брюках;

- мужчины, при входе на территорию монастыря, обязаны снимать головные уборы.

Hosted by uCoz